Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
Журнал 'Цитокины и воспаление', 2009, № 2
Врачу общей практики
|
Номер 2'2009
|
Ронколейкин в терапии гнойных бактериальных менингитов у детей
Л.Т. Ералиева
Показана клиническая и иммунокорригирующая эффективность препарата рекомбинантного интерлейкина 2 (Ронколейкина) в комплексной терапии гнойных бактериальных менингитов у детей. Использование препарата обеспечивает возрастание клинической эффективности проводимой терапии, изменяет клиническое течение и исход наиболее тяжелых случаев, сокращает сроки выздоровления и обеспечивает сворачивание патологического процесса, а также предупреждает развитие и компенсирует проявление вторичной иммунной недостаточности на ранних этапах ее формирования. (Цитокины и воспаление. 2009. Т. 8, № 2. С. .)
Ключевые слова: гнойные бактериальные менингиты, иммунотерапия, интерлейкин-2, Ронколейкин, эффективность.
Актуальность бактериальных менингитов связана с широким распространением, тяжелыми клиническими проявлениями и значительной частотой остаточных явлений. Эти заболевания отличаются частыми осложнениями, затрудняющими нормальное развитие и полнокровную жизнь переболевшего менингитом, и продолжают оставаться причиной заболеваемости и смертности во многих странах мира [1, 6, 16]. Среди причин смертности от инфекционных болезней они занимают десятое место и второе после СПИДа в структуре летальности в инфекционных стационарах. И наибольшая значимость в этиологической структуре гнойных бактериальных менингитов (ГБМ) отмечается среди 4 основных возбудителей: менингококков, пневмококков, гемофильных палочек и стафилококков [11, 12].
Исследования, проведенные в России за последние 5 лет показали, что среди лабораторно подтвержденных случаев болезни менингококковый менингит составил 64%, пневмококковый - 21,3%, менингит, вызванный гемофильной палочкой типа В, - 9,3%. Менингиты стафилококковой, стрептококковой, листериозной, клебсиеллезной, эшерихиозной этиологии составили 5,3% [2].
Несмотря на наличие большого выбора антибактериальных препаратов, средств патогенетической терапии, летальность на протяжении последних 40-50 лет не снижается и остается в следующих пределах: 15-50% при пневмококковом менингите, 5-15% - при менингококковой инфекции, 3-20% - при гемофильном менингите [2]. Кроме того, в настоящее время не подлежит сомнению, что иммунная система играет ведущую роль в патогенезе, клиническом течении и исходе инфекционных заболеваний. Установлено, что изменение иммунитета при менингитах зависит от этиологического фактора: при бактериальных менингитах иммунологические нарушения проявляются в виде недостаточности Т-клеточного звена: Т-лимфоцитов и Т-хелперов [7]. При бактериальных поражениях в спинномозговой жидкости (СМЖ) происходит возрастание уровня провоспалительных цитокинов (IL-1? и TNF1?). В динамике заболевания у некоторых пациентов показатели оставались значительно выше нормы, что позволило предполагать наличие активации тканевых макрофагов. Высокий уровень провоспалительных цитокинов в СМЖ обусловлен рядом причин: повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера (ГЭБ) и поступлением их из крови, поступлением через ГЭБ бактерий, ЛПС, что приводит к активации тканевых макрофагов ЦНС - клеток глии, которые способны синтезировать провоспалительные цитокины. Повышение уровня цитокинов приводит к активации iNOS и продукции NO - соединения, способного усилить апоптоз нейроцитов и релаксацию сосудов [10].
Также у больных бактериальными менингитами выявлено увеличение в сыворотке крови и ликворе таких провоспалительных цитокинов, как TNF?, IL-1? и IFN2? [5]. Обнаружена зависимость уровня экспрессии цитокинов от этиологии менингита. Так, при гемофильных менингитах у детей отмечается более высокий уровень экспрессии TNF? и IL-6 в мононуклеарах крови по сравнению с экспрессией этих цитокинов при менингитах пневмококковой этиологии [8].
В связи с этим одной из особо важных практических проблем является изучение и разработка эффективных способов иммунокорригирующей терапии у детей при бактериальных инфекциях.
Весьма эффективными иммунокорректорами при инфекционной патологии оказались цитокиновые препараты, такие как рекомбинантные интерфероны, ростовые и колониестимулирующие факторы, некоторые интерлейкины. Рекомбинантные аналоги и мутеиновые препараты интерлейкина 2 человека (rIL-2), в частности, дрожжевой рекомбинантный аналог - препарат Ронколейкин, зарекомендовали себя эффективными средствами иммунотерапии при гнойно-септической и инфекционной патологиях [4]. Рекомбинантный интерлейкин 2 способен облегчать пролиферацию и дифференцировку любых клеток, имеющих рецептор к нему, превращение их в лимфокин-активированные клетки. Такие рецепторы (tak-молекулы) присутствуют на поверхности CD4+- и ЕК-клеток, а также на поверхности CD8+-клеток. Под влиянием IL-2 усиливается проницаемость ГЭБ, в результате чего субпопуляции лимфоцитов CD8+, CD25+, CD16+ способны проникать через ГЭБ и лизировать опухолевые клетки [3]. Патогенетическим обоснованием целесообразности применения Ронколейкина в терапии ГБМ является его потенциальная способность усиливать активацию, пролиферацию и дифференцировку различных субпопуляций лимфоцитов, способствовать становлению адаптивного иммунного ответа на антигены возбудителей заболевания, регулировать баланс про- и противовоспалительных цитокинов в ходе иммунного ответа.
Целью работы явилось изучение клинической и иммунокорригирующей эффективности препарата рекомбинантного интерлейкина 2 (Ронколейкина) в комплексной терапии детей, больных ГБМ.
Материалы и методы
Под наблюдением находилось 25 детей в возрасте от 4 месяцев до 14 лет (основная группа), из них девочек - 7 (28%), мальчиков - 18 (72%). По локализации воспалительного процесса выделены 2 группы: I группа - больные с диагнозом "гнойный менингит" - 22 человека, II группа - больные с диагнозом "менингоэнцефалит" - 3 человека. Характеристика наблюдаемых больных представлена в табл. 1.
В I группе диагноз гнойного менингита средне-тяжелой формы выставлен 11 больным и 11 больным - тяжелой формы. Всем больным проводили бактериологическое исследование ликвора и/или ПЦР ликвора. Возбудитель S. pneumoniae был идентифицирован у 8 детей, H. influenzae - у 9 и S. aureus - у 8 больных детей.
Контрольная группа, сопоставимая с пациентами основной по возрасту, тяжести и течению заболевания, включала 23 ребенка, из них девочек - 8 (34,8%), мальчиков - 15 (65,2%) (табл. 2). В этой группе S. pneumoniae был выделен у 7 детей, H. influenzae - у 8, S. aureus - у 4, N. meningitidis - у 3 больных детей. Одному ребенку был выставлен диагноз серозный менингит.
Пациентам обеих групп проводили антибактериальную, дезинтоксикационную, симптоматическую терапию. Больным основной группы Ронколейкин (производитель ООО "Биотех", Санкт-Петербург) вводили (впервые) внутримышечно: детям от 4-х мес. до 18 мес. - по 125 тыс. МЕ в 2,0 мл физиологического раствора, детям от 1,5 лет до 5 лет - по 250 тыс. МЕ в 2,0 мл физиологического раствора в сутки, детям от 6 лет и старше по 500 тыс. МЕ в 3,0 мл физиологического раствора в сутки двукратно с интервалом 48-72 ч. В качестве показателей эффективности оценивали: длительность лихорадки, головной боли, менингеальных симптомов, нормализацию общего самочувствия, а также динамику показателей иммунограммы, ликворограммы, клинического анализа крови, исход заболевания, продолжительность среднего койкодня.
Лабораторное и иммунологическое обследование детей проводили не менее двух раз: до начала введения рIL-2 и через 7-10 дней после окончания иммунотерапии.
Иммунограммы выполнены в лаборатории иммунологии НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии МЗ РК.
Для оценки иммунологических изменений забор крови производили в количестве 5 мл (3 мл с гепарином и 2 мл без антикоагулянта), определяли общее содержание лейкоцитов и лимфоцитов периферической крови. Лимфоциты выделяли на градиенте плотности фиколла - верографина ( =1,077 г/см3) [15]. Субпопуляционный анализ лимфоцитов периферической крови проводили методом мембранной иммунофлюориметрии на проточном цитофлюориметре FacsCalibur (Becton Dickinson, USA) по методике, модифицированной НИИ иммунологии МЗ РФ [13, 14], с применением панели моноклональных антител к поверхностным антигенам лимфоцитов (НПО "Сорбент", Москва): CD3+ - к зрелым Т-лимфоцитам, CD4+ - к Т-хелперам, CD8+ - к цитотоксическим лимфоцитам, CD16+, CD56+ - к натуральным киллерам, CD20+ - к В-лимфоцитам, CD11b+ - к молекулам адгезии, CD25+, CD95+, HLA-DR+ - к маркерам ранней и поздней активации.
Статистическую обработку полученных результатов исследования проводили с использованием критерия t Стьюдента. Различия между сравниваемыми группами и цифрами считали достоверными при р<0,05-0,01-0,001 [9].
Читайте статью целиком
в печатной версии журнала!
Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
|

Начата подписка на 2016 год!

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2008 год.
|