Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
Журнал 'Цитокины и воспаление', 2004, № 4
Оригинальные статьи
|
Номер 4'2004
|
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ С-РЕАКТИВНОГО БЕЛКА И ДРУГИХ БЕЛКОВ ОСТРОЙ ФАЗЫ В КРОВИ БОЛЬНЫХ ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ
И.З. Каримов, М.М. Шавловский, П.Г. Назаров
C-реактивный белок (CRP) известен как индикатор воспаления и эффективной защиты при бактериальных инфекциях. Однако его влияние на течение вирусных гепатитов практически не изучено. В настоящей работе представлены данные о клиническом значении определения CRP и других белков острой фазы для мониторинга больных с острым гепатитом А и В (ОВГА, ОВГВ). У 55 больных острым гепатитом уровень CRP был повышен в 10-15 раз по сравнению с группой здоровых лиц. Как при поступлении в стационар, так и в период реконвалесценции содержание CRP, церулоплазмина и a1-антитрипсина в крови больных ОВГВ было выше, чем у больных ОВГА. У больных с низкими значениями CRP продолжительность пребывания в стационаре была большей и выздоровление наступало позже, чем у больных с высокими уровнями CRP. (Цитокины и воспаление. 2004. Т. 3, № 4. С. 42-46.)
Вирусные гепатиты (ВГ) в современном мире занимают значимое место среди причин смерти. В основе широкого спектра клинических проявлений ВГ от латентных до прогрессирующих форм наряду с вирусно-иммуногенетическими взаимодействиями имеет место реализация компенсаторно-приспособительных и резервных возможностей организма. Цитолиз и воспалительные изменения в печени являются основой определения степени воспалительно-некротической активности острого вирусного гепатита (ОВГ). При данной патологии следует учитывать существенную особенность гепатитов, при которых органом-мишенью является печень, занимающая ключевые позиции в поддержании гомеостаза и реализации специфического острофазового ответа. В связи с этим, выявление роли С-реактивного белка (CRP) как гепатоспецифического острофазового белка представляет особый интерес.
В настоящее время можно считать, что главной функцией CRP у млекопитающих является иммунорегуляторная, изменяющая иммунные и неспецифические реакции и обеспечивающая кооперацию между ними [6, 7]. Тест количественного определения CRP в крови получил широкое распространение в клинической лабораторной практике для диагностики и мониторинга при различных заболеваниях (в ревматологии, пульмонологии, гематологии, хирургии, кардиологии, урологии и др.), оценки активности воспалительного процесса, выбора адекватного лечения, контроля и прогноза болезни [12, 15].
Имеются убедительные данные, свидетельствующие о том, что этот острофазовый белок имеет большое прогностическое значение, и информативен при мониторинге эффективности антимикробного лечения инфекционных процессов и осложнений, связанных с инфицированием. Так, значения CRP коррелировали с уровнем паразитемии при малярии [20], обострении хронического вирусного гепатита В и С [27]. CRP оказался наиболее надежным маркером при диагностике и мониторинге эффективности лечения бактериальной пневмонии [29], инфекции мочевыводящих путей [14], бактериальном менингите [23] и у больных с бактериальными гастроэнтеритами [13]. Следует отметить, что концентрация CRP в ликворе намного выше при бактериальном менингите, чем при вирусном [28]. Динамика концентрации CRP у больных с аденовирусной инфекцией, не осложненной бактериальной инфекцией, была аналогична изменению CRP при воспалительной реакции бактериального генеза [10].
CRP посвящено много исследований, но в доступной литературе имеются лишь единичные данные о его роли в неспецифических защитных и иммунных реакциях организма при острых инфекционных заболеваниях, в частности при ОВГ. Возможно, это связано с общепринятым мнением, что вирусная инфекция незначительно влияет на уровень CRP, а уровень CRP изменяется только при появлении сопутствующей бактериальной инфекции или иммунокомплексной патологии. Остается неясным, связан ли синтез CRP с прогрессированием ОВГ.
Многие вещества, которые метаболизируются или синтезируются и депонируются в печеночных клетках, могут быть использованы в качестве лабораторных маркеров при патологии печени. Считается, что определение содержания a1-антитрипсина (a1-АТ) и церулоплазмина (ЦП) целесообразно для диагностики хронических повреждений печени [2]. При этом подразумевается снижение содержания этих белков в сыворотке крови. Однако следует учесть, что a1-АТ и ЦП относятся к позитивным белкам острой фазы, концентрация которых возрастает при остром воспалении [9].
По данным некоторых авторов, ясно просматривается прогностическая роль a1-АТ при гепатоцеллюлярной карциноме, когда уровень этого белка снижался в отличие от острого вирусного гепатита В [21]. По мнению Elzouki A.N. et al. [16], риск развития цирроза и гепатоцеллюлярной карциномы не зависит от наличия в анамнезе гепатита В или С, а связан с дефицитом a1-AT (у лиц с фенотипом PiZZ). Исследования Propst A. et al. [22] также указывают на то, что циррозы, развивающиеся у гетерозиготных по дефициту a1-AT лиц, являются фактором риска развития гепатоцеллюлярной карциномы. Следовательно, динамика изменения концентрации в крови a1-АТ с учетом клинико-анамнестических и биохимических данных у больных ОВГ может быть ценным маркером, позволяющим оценить степень воспалительной реакции в период разгара болезни и отражать вероятность развития затяжного течения и/или хронизации в период реконвалесценции.
Существенную помощь для мониторинга и прогноза течения ОВГ может оказать и такой показатель, как концентрация ЦП в крови. Общеизвестно, что ЦП играет ключевую роль в распределении, транспорте и гомеостазе меди. Отсутствие депонирующего белка ЦП приводит к отложению меди в клетках печени (с развитием цирроза), мозга (повреждаются ганглии), почек [3]. В организме ЦП выполняет ряд важных и взаимосвязанных физиологических функций, важнейшей из которых является оксидазная [8]. ЦП может проявлять также прооксидантную активность и вызывать окислительное изменение липопротеинов низкой плотности [17], также может ингибировать перекисное окисление липидов, вызванное ферритином, или индуцировать его в условиях воспаления [18]. Т. о., ЦП может рассматриваться как активный участник и регулятор свободнорадикальных процессов.
Имеются убедительные данные о модулирующем действии ЦП на фагоцитарную активность моноцитов и нейтрофилов [25]. Экспериментальный дефицит меди изменяет острофазовый ответ животных на вирусную инфекцию и влияет на реактивность лимфоцитов [11]. Ранее полученные экспериментальные данные в отношении роли ЦП как неспецифического фактора вирусного иммунитета говорят об ингибировании церулоплазмином вирусной репликации, нарушении структуры вирусной популяции за счет повышения синтеза дефектных вирусных частиц и о прямом модулирующем влиянии на иммунную реакцию организма [26].
Целью работы было изучение изменений концентрации CRP у больных с острым вирусным гепатитом А и В (ОВГА, ОВГВ) и с обострением хронического холецистопанкреатита (ОХП), оценка значения этого белка для диагностики и прогноза заболевания. Для получения расширенной информации о состоянии функции печени при ОВГА, ОВГВ и ОХП исследовали динамику изменений концентрации a1-АТ и ЦП в крови больных.
Материалы и методы
Всего под наблюдением находилось 55 больных 1-го и 2-го инфекционного отделения 7-й городской больницы г. Симферополя, в том числе 44 больных с ОВГ типа А и В (ВГА - 26 человек, ВГВ - 18) и 11 - с ОХП. Возраст больных составлял 18-55 лет, мужчин было 31, женщин 24. У больных с ОХП средний возраст был несколько выше (45 + 10 лет), чем у больных с ОВГ (37 + 18 лет). Степень тяжести заболевания оценивали по клиническим данным и степени интоксикации; у всех больных было определено течение интоксикации средней тяжести. Проводилась также оценка холестатического и цитолитического синдромов по клиническим и некоторым лабораторным показателям: уровням билирубина, аланинаминотрансферазы (АЛТ) и др. По полу в группах сравнения больные были распределены равномерно. Контролем служили 17 практически здоровых человек в возрасте от 18 до 55 лет.
Этиологическую идентификацию типа ВГ проводили серологическими методами - ИФА, РОПГА. Для ИФА использовали тест-системы НПО "Диагностические системы" (Нижний Новгород) и "Вектогеп-А" (ЗАО "Вектор-Бест", Новосибирск). Для учета реакции ИФА использовали ИФА-анализатор "ОЭП" (НПО "Оптико-электронные приборы", Москва) при длине волны 450 и 592 нм. Для реакции обратной пассивной гемагглютинации использовали набор НПО "Диагностические системы" (Нижний Новгород).
Определение содержания острофазовых белков в сыворотке крови проводили в динамике заболевания (острый период, разгар, реконвалесценция) следующими методами: CRP - радиальной иммунодиффузией по Манчини [19], ЦП, a1-АТ - методом ракетного иммуноэлектрофореза по Лореллу [1]. Специфические антитела к электрофоретически чистым препаратам CRP, ЦП, a1-АТ получены, как описано ранее [4]. В качестве стандартов использовали чистые препараты этих белков, полученных по данным исследований [4, 7]. Измерено также содержание ЦП в крови энзиматическим методом [24]. Для математической обработки исследуемых данных использовали методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента для парных сравнений и методы непараметрической статистики [5].
Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
|
Подпишитесь на журнал "Цитокины и Воспаление" он-лайн!

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2006 год.

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2007 год.
|