Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
Журнал 'Цитокины и воспаление', 2011, № 1
Оригинальные статьи
|
Номер 1'2011
|
Интерлейкин 1β-зависимый механизм развития неспецифического реактивного гепатита при стрессе
О.Б. Цейликман, В.Э. Цейликман, А.И. Синицкий,Д.А. Козочкин, Е.С. Каташинский ,А.С. Симбирцев
Целью исследования было изучение способности рецепторного антагониста интерлейкина 1 (IL-1Ra) ограничивать стрессогенные изменения в печени. Ежедневные одночасовые иммобилизации сопровождались развитием лейкоцитарной инфильтрации печени с одновременным усилением липопероксидации. IL-1Ra полностью предупреждал развитие лейкоцитарной инфильтрации печени через 120 ч после завершения повторных эпизодов одночасового иммобилизационного стресса. (Цитокины и воспаление. 2011. Т. 10. № 1. С. 24–26.)
Ключевые слова: интерлейкин 1, стресс, неспецифический реактивный гепатит, рецепторный антагонист интерлейкина 1.
Неспецифический реактивный гепатит (НРГ; К75.2 по классификации МКБ10) вызывается рядом эндогенных и экзогенных факторов и представляет собой одно из распространенных повреждений печени. НРГ выявляют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, демпинг-синдроме и других пострезекционных синдромах, раке желудка, заболеваниях желчного пузыря, неспецифическом язвенном колите, панкреатите, а также таких общих заболеваниях, как системная красная волчанка, ревматизм, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д. [4, 5]. В фундаментальных руководствах по гепатологии до сих пор говорится о том, что НРГ — болезнь неизвестной этиологии. Однако, экспериментальное исследование гепатотропных эффектов хронического стресса позволило выявить в печени изменения гомологичные НРГ [7].
Таким образом, не умаляя данные, свидетельствующие о полиэтиологической природе НРГ, следует отметить, что в настоящее время уже имеются как экспериментальные, так и клинические доказательства стрессорной этиологии этого синдрома [8]. Однако патогенетические механизмы развития НРГ в условиях хронического стресса пока могут быть обозначены только гипотетически. Это связано с тем, что исследования, посвященные НРГ стрессогенной природы, ограничивались сопоставлениями между выраженностью провоспалительных изменений в печени и чувствительностью органа к действию глюкокортикоидных гормонов и провоспалительных цитокинов. Целью данного исследования являлось изучение способности рецепторного антагониста интерлейкина 1β ограничивать вызванные стрессом провоспалительные изменения в печени.
Материалы и методы
Исследование было выполнено на 54 беспородных крысах-самцах. В ходе исследования животные были разделены на следующие группы:
1) контрольные животные; 2) животные, подвергнутые ежедневным иммобилизациям (ЕИМ). Повторные одночасовые иммобилизации осуществлялись путем фиксации животных в положении на спине на фанерных планшетах на протяжении 1 ч с перерывом между отдельными стрессорными эпизодами в 24 ч. Таким воздействиям животные подвергались трехкратно; 3) животные, получавшие внутрибрюшинно рецепторный антагонист IL-1β (IL-1Ra; Fluka, степень очистки ≥95%) в дозе 2 мг/кг за 1 ч до начала каждого сеанса иммобилизационного стресса. В отдельной серии экспериментов была установлена доза IL-1Ra для половозрелых беспородных крыс, эффективно предупреждающая лейкоцитоз, вызываемый рекомбинантным IL-1β (беталейкин, hrIL-1β; ФГУП «Гос. НИИ ОЧБ» ФМБА России, Санкт-Петербург). Первоначально препарат беталейкин применяли в дозах, экстраполированных из разовой дозировки терапевтического диапазона для человека с учетом различий в величинах относительной площади поверхности тела [2]. Минимальной дозой изучаемого диапазона являлась ½ от расчетного эквивалента средней терапевтической дозы (ЭСТД). В качестве максимальной использована дозировка, превышающая ЭСТД в 10 раз. В гомогенатах печени определяли содержание первичных (диеновые конъюгаты) и вторичных молекулярных продуктов ПОЛ (кетодиены и сопряженные триены) в изо-пропанольной фазе, в которую экстрагируются полярные липиды, преимущественно фосфолипиды, и в гептановой фазе, в которую экстрагируются неполярные липиды [1]. Кроме того, определяли содержание конечных продуктов ПОЛ (шиффовых оснований) [3]. Уровень продуктов ПОЛ выражали в условных единицах окислительного индекса (у. е. о.), который рассчитывали как соотношение оптических плотностей Е232/Е220 для первичных продуктов ПОЛ, Е278/Е220 для вторичных продуктов ПОЛ, Е400/Е220 для конечных продуктов ПОЛ.
Результаты обработаны методами вариационной статистики и выражены в виде средней арифметической и ее стандартной ошибки (M±m). Оценку статистической значимости различий осуществляли с помощью непараметрических критериев (U-критерия Манна — Уитни; WW-критерия Вальда — Вольфовица, одностороннего критерия λ Колмогорова — Смирнова). Для обработки результатов исследований использовали пакет прикладных программ Statistica 6.0 for Windows.
Читайте статью целиком
в печатной версии журнала!
Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
|

Начата подписка на 2016 год!

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2008 год.
|