Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
Журнал 'Цитокины и воспаление', 2013, № 3
Оригинальные статьи
|
Номер 3'2013
|
Ассоциация генетических полиморфизмов цитокинов с размерами миоматозных узлов
О.Б. Алтухова, И.К. Аристова, В.С. Орлова, С.П. Пахомов, М.И. Чурносов
Исследованы ассоциации полиморфизмов генов фактора некроза опухоли α (-308 G/A TNFα), лимфотоксина α (+250 A/G Ltα), рецепторов фактора некроза опухоли 1-го (+36 A/G TNFR1) и 2-го (-322 VNTR TNFR2) типов с размерами миоматозных узлов у 240 русских женщин с клинически установленным диагнозом «миома матки». Контрольную группу составили 157 практически здоровых женщин. Генотипирование ДНК-маркеровпроведено методами ПЦР, ПЦР-ПДРФ анализов и дискриминации аллелей на основе метода Taq Man зондов. Установлены значимые взаимосвязи трех из четырех анализируемых молекулярно-генетических маркеров с характером поражения матки миоматозными узлами: -308 G/A TNFα, +36 A/G TNFR1 и -322 VNTR TNFR2. Полиморфный маркер +36 А/G TNFR1 ассоциирован с размерами матки, площадью и объемом миоматозных узлов. Индивидуумы с генотипом +36 GG TNFR1 и +36 АG TNFR1 имели меньшую площадь и объем миоматозных узлов (на 40 %), меньший размер матки (на 14 %), чем пациентки с генотипом +36 АА TNFR1. Женщины с миомой матки, имевшие генетические варианты 1/1 и 2/1-322 VNTR TNFR2, отличались большей площадью миоматозных узлов (на 20 %). Парные сочетания полиморфизмов +36 А/G TNFR1 с - 308 G/А TNFα и +36 А/G TNFR1 с - 322 VNTR TNFR2 также ассоциированы с характером поражения матки миоматозными узлами. (Цитокины и воспаление. 2013. Т. 12. № 3. С. 74–78.)
Ключевые слова: миома матки, генетический полиморфизм, фактор некроза опухоли-альфа, лимфотоксин-альфа, рецепторы фактора некроза опухоли.
Миома матки (ММ) занимает одно из ведущих мест в структуре гинекологической заболеваемости в России, о чем свидетельствует следующая статистика: частота возникновения составляет 15–17 % у женщин старше 30 лет и 30–35 % у женщин, достигших пременопаузального возраста [2, 4]. По поводу ММ выполняется до 50–70 % оперативных вмешательств в гинекологических стационарах, из которых 60,9–95,5 % приходится на радикальные операции, в том числе и у еще совсем юных женщин, не успевших реализовать свою репродуктивную функцию (24–26,8 %) [4, 5].
ММ относится к мультифакториальным заболеваниям, которые развиваются в результате комплексного действия генетических и средовых факторов [14].
Анализ литературных данных позволяет заключить, что до настоящего времени имеются разные взгляды на природу этого заболевания и в основе его развития лежат сложные многоэтапные иммунопатологические механизмы. Одним из ключевых звеньев в реализации каскада этих механизмов являются процессы взаимодействия цитокинов. При этом центральное место в данных взаимодействиях занимают факторы некроза опухоли и их рецепторы [8, 10].
В настоящее время во всем мире идет активное молекулярно-генетическое исследование ММ с использованием различных методов. Одним из перспективных направлений является изучение ассоциаций полиморфных локусов генов, вовлеченных в патогенез заболевания [11, 12, 15].
Целью работы стало изучение характера взаимосвязей полиморфизмов генов факторов некроза опухоли и их рецепторов с размерами миоматозных узлов.
Материалы и методы
Группу исследования составили 397 человек: 240 пациенток с клинически установленным диагнозом «миома матки» и 157 женщин популяционного контроля. Все пациентки — русские жительницы Центрального Черноземья РФ, не имевшие родства между собой. Клинико-инструментальное обследование и формирование выборки больных проводили на базе гинекологического отделения перинатального центра Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа. Средний возраст пациенток, включенных в исследование, составил 43,6±7,1 года (24¸67 лет), в популяционной выборке — 41,2±7,51 (20¸60 лет). Характер поражения матки миоматозными узлами оценивали на основе общепринятых показателей, таких как размер матки (недели), площадь (см2) и объем (см3) миоматозных узлов.
У всех обследованных индивидуумов была выделена ДНК с использованием стандартной фенол-хлороформной методики и проведен молекулярно-генетический анализ четырех полиморфных локусов: фактора некроза опухоли α (-308 G/A TNFα), лимфотоксина α (+250 A/G Ltα), рецептора фактора некроза опухоли 1-го типа (+36 A/G TNFR1) и рецептора фактора некроза опухоли 2-го типа (-322 VNTR TNFR2).
Исследование полиморфных участков локусов TNFA, Ltα и VNTR TNFR2 осуществляли методами ПЦР и/или ПЦР-ПДРФ-анализа [6, 9, 13]. Продукты амплификации и рестрикции анализировали методом электрофореза в 2–3 % агарозном геле, окрашивая бромистым этидием. Анализ полиморфизма гена TNFR1проводили методом ПЦР на амплификаторе IQ5 («Bio-Rad Laboratories») с использованием стандартных олигонуклеотидных праймеров и специфических зондов с последующей дискриминацией аллелей на основе метода Taq Man зондов (программное обеспечение «Standart Edition Version 2.0») [7].
Статистическую обработку данных осуществляли с использованием программы «Statistica 6.0». Распределение генотипов исследованных полиморфизмов проверяли на соответствие равновесию Харди — Вайнберга с использованием критерия c2 [1]. Для описания взаимосвязей генетических полиморфизмов с патогенетически значимыми количественными признаками (размером матки, площадью и объемом миоматозных узлов) в связи с тем, что их распределение отличалось от нормального, применяли медиану (Me) и интерквартильный размах (Q25–Q75), а для сравнительного анализа — критерий Манна — Уитни [3].
Результаты и обсуждение
Читайте статью целиком
в печатной версии журнала!
Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
|
Подпишитесь на журнал "Цитокины и Воспаление" он-лайн!

Начата подписка на 2016 год!

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2008 год.
|