Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
Журнал 'Цитокины и воспаление', 2015, № 2
Оригинальные статьи
|
Номер 2'2015
|
Церебропротекторные свойства оригинальных пептидов, гомологичных первичной последовательности участка АКТГ15-18 (экспериментальное исследование)
Р.Д. Дейко, С.Ю. Штрыголь, А.А. Колобов, А.С. Симбирцев
На моделях церебральной ишемии и нормобарической гипоксической гипоксии с гиперкапнией исследовано церебропротекторное действие оригинальных пептидов, гомологичных первичной последовательности участка АКТГ15-18. Наиболее эффективными на модели ишемии оказались пептиды КК-2, КК-3, КК-4, КК-9, достоверно повышающие выживаемость крыс до 83,3 %. Максимально редуцировал неврологическую симптоматику пептид КК-1. Препарат сравнения «Семакс» уступал исследуемым пептидам. На модели нормобарической гипоксической гипоксии с гиперкапнией только пептиды КК-1 и NP-4 проявили антигипоксическое действие на уровне препарата сравнения пирацетама в дозе 200 и 400 мг/кг. (Цитокины и воспаление. 2015. Т. 14. № 2. С. 65–69.)
Ключевые слова: церебральная ишемия, нормобарическая гипоксия, неврологический дефицит, нейропептиды, АКТГ.
Высокая распространенность цереброваскулярных нарушений и других патологических состояний центральной нервной системы (ЦНС) (черепно-мозговая травма, воспаление, нейродегенерация) требуют эффективных подходов к лечению. Гипоксическое повреждение, к которому ЦНС наиболее чувствительна, является типовым механизмом в патогенезе ее заболеваний. В их лечении значительное место отводится церебропротекторным средствам, в том числе блокаторам кальциевых каналов, антагонистам NMDA-рецепторов, антигипоксантам и др. [2]. Однако большинство из них демонстрирует недостаточный терапевтический эффект в условиях клиники. Одним из перспективных направлений является поиск эффективных церебропротекторов среди веществ пептидной природы. Известна, в частности, нейротропная активность различных участков АКТГ [4].
В ФГУП «Гос. НИИ ОЧБ» получен ряд оригинальных пептидов, гомологичных первичной аминокислотной последовательности АКТГ15-18, потенциально обладающих церебропротекторными свойствами.
Цель настоящего исследования — выяснение защитных свойства новых пептидов на моделях острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и нормобарической гипоксической гипоксии с гиперкапнией (НБГГГ).
Материалы и методы
Соединения, лабораторные шифры и структура которых приведены в табл. 1, представляют собой конформационно ограниченные пептиды общей формулы ацетил-Lys-Lys-Arg-Arg-амид, содержащие N-метилированные и D-аминокислотные остатки.
Эксперимент выполнен на 162 белых беспородных крысах-самцах и 159 белых беспородных мышах обоего пола, содержащихся в стандартных условиях вивария, с соблюдением положений «Европейской конвенции о защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и других научных целей» (Страсбург, 1985).
Антиишемическую активность оценивали на модели ОНМК в переднемозговом бассейне (необратимая билатеральная каротидная окклюзия) у крыс, наркоз — пропофол (диприван, «Fresenius Kabi», Австрия, 60 мг/кг внутрибрюшинно). Через 3–5 мин после выхода из наркоза и далее 1 раз в день на протяжении 96 ч вводили исследуемые пептиды интраназально в дозе 20 мкг/кг (NP-4 — также 2 мкг/кг) в виде водного раствора. Препаратами сравнения служили вводимые в те же сроки аналоги по фармакологическому действию: мексидол (НВК «Фармасофт», Россия), 100 мг/кг внутривенно, пирацетам («Дарниця», Украина), 400 мг/кг внутривенно, и семакс (Инновационный НПЦ «Пептоген», Россия), 20 мкг/кг интраназально, являющийся также аналогом по химическому строению. Животным группы контрольной патологии вводили в вену изотонический раствор NaCl. Регистрировали летальность [3].
По шкале McGraw Stroke index исследовали влияние пептидов КК-1 и КК-5 на неврологический дефицит (НД) при ОНМК [7]. Выбор этих пептидов, обеспечивших не самое значительное снижение летальности, обусловлен их выраженными актопротекторными, ноотропными и антитоксическими свойствами в отношении ЦНС, а также 100 % защитным эффектом пептида КК-5 в течение первых суток ОНМК [1]. Контролем служили ложнооперированные крысы (все этапы вмешательства, кроме лигирования сосудов).
Антигипоксическую активность исследовали на модели НБГГГ у мышей, регистрируя время жизни в гермокамере объемом 200 мл [3]. Пептиды вводили интраназально в профилактическом режиме (за 25–30 мин до моделирования) в дозе 20 мкг/кг. Как препараты сравнения использовали пирацетам (200 и 400 мг/кг внутрибрюшинно) и семакс, 20 мкг/кг интраназально.
Результаты обрабатывали с использованием t-критерия Стьюдента и углового преобразования Фишера при учете результатов в альтернативной форме.
Результаты и обсуждение
Читайте статью целиком
в печатной версии журнала!
Содержание | Следующая статья | Предыдущая статья
|

Начата подписка на 2016 год!

Обновление на книжной полке: компакт-диск Цитокины и воспаление, 2008 год.
|